Сергей Сибейкин
ноябрь 2012

ЧЕМ ПЛОХ ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС США

Подготовка офицеров в кайзеровской Германии
Подготовка офицеров в царской России
Подготовка офицеров в США
Подготовка офицеров в гитлеровской Германии
Моя подготовка как офицера

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ в КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ

Впервые целенаправленно современный офицерский корпус стали воспитывать в Германии, а конкретно в Пруссии (объединившей вокруг себя Германию в 1871) сразу после окончания наполеоновских войн в 1815.

Первое и основное условие - офицерский корпус должен быть монолитом, без единой трещины. Это значило, что ни происхождение, ни материальное положение не должны были влиять на судьбу офицера - только дарование, образование, заслуги. Конечно, добиться этого при множестве сохраняющихся феодальных пережитков было нелегко. Офицерский корпус ещё долго сохранял аристократический характер, постепенно всё же разбавляясь выходцами из буржуазии.

Ведь даже в начале 1-й мировой войны несколькими немецкими армиями командовали кронпринцы - сыновья немецких монархов. Тогдашняя Германия представляла федерацию различных королевств, княжеств, герцогств, вольных городов и тому подобных малопонятных государственных образований. Крупнейший из королей - король Прусский - был по совместительству и германским императором.

Наличие собственного короля высоко ценилось в тогдашней Германии. Бисмарк в своих мемуарах приводит забавный пример, как во время войны солдат какого-то второстепенного королевства сказал солдату из вольного города: "А ты помалкивай, у тебя нет даже короля!"

Подготовка будущих офицеров велась в основном в кадетских училищах. По окончании выпускник мог (но не был обязан) поступить в полк "фенрихом" - кандидатом в офицеры. Одновременно со службой в полку он учился в военном училище (недолго, не больше года), по окончании к-рого и производился в офицеры. Для этого, помимо прочего, необходима была и баллотировка, т.е. одобрение, выраженное в голосовании, офицеров полка. Положительная баллотировка означала, что офицерский коллектив считает кандидата достойным стать его членом.

В качестве примера рассмотрим начало прохождения службы генерал-полковником Гудерианом (Гудериан, Гейнц Guderian, Heinz. Воспоминания солдата. http://militera.lib.ru/memo/german/guderian/index.html):

- 17.6 1888 г. — родился в городе Кульм (Хелмно) на реке Висла,
- 1894 г. — поступил в школу в городе Кольмар, Эльзас,
- 1901—1903 гг. — кадетский корпус для младшего возраста в Карлсруэ,
- 1903—1907 гг. — кадетский корпус для старшего возраста в Гросс-Лихтерфелъде под Берлином (соответствовало реальному училищу),
- 28.2 1907 г. — фенрих в 10-м ганноверском егерском батальоне в городе Бич (командиром батальона был отец будущего генерал-полковника),
- апрель-декабрь 1907 г. — военное училище в городе Мец,
- 27.1 1908 г. — лейтенант с патентом от 22.6 1906 г.

Не обязательно было заканчивать только кадетский корпус, чтобы стать офицером. Так, будущий фельдмаршал Вальтер Модель:

- родился 24 января 1891 в Гентии в семье преподавателя семинарии,
- в 1909 закончил гимназию, после чего поступил в 52 пехотный полк фанен-юнкером и учился в военном училище в городе Найсе.
- в 1910 произведён в лейтенанты.

После окончания кадетского училища можно было избрать и гражданскую службу, никаких препятствий этому не было. Вместе с тем надо отметить, что у немцев учёба в кадетском училище было платным, а в России - бесплатным!

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ в ЦАРСКОЙ РОССИИ

В России система народного образования в общем была аналогична западно-европейской. В гимназии давали гуманитарное образование, в реальной школе - техническое, в кадетском корпусе - военное, в семинарии - духовное, в коммерческом училище - торговое.

Вместе с тем были и весьма существенные нюансы. Рассмотрим их применительно к кадетским корпусам.

К началу 60-х годов XIX века корпуса включали в себя 6 общих классов и специальный курс, состоявший из I и II обязательных специальных класса, и III необязательного. В последний поступали, по собственному желанию, кадеты, стремившиеся углубить свои познания в военных науках.

В каждом классе разрешалось оставаться по 2 года, из-за чего некоторые кадеты проводили в приготовительных и общих классах очень много лет. Вызывалось это не только слабыми способностями или ленью, но прежде всего усиленными строевыми упражнениями.

В 1863 военный министр Милютин начал военные реформы в армии, связанные с отменой в 1861 крепостного права. Вершиной этих реформ было введение в 1874 всеобщей воинской повинности (правда, с бесчисленными исключениями).

Общие классы прежних кадетских корпусов были превращены в военные гимназии, а специальные - в военные училища, выпускники к-рых по окончании получали офицерский чин. В 1882, после убийства народовольцами царя-освободителя Александра I и ухода Милютина на покой военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. В военных училищах России подготовка продолжалась 2 года.

Беда российского военного образования заключалась в том, что выпускники специальных военных учебных заведений могли поставить весьма скромную часть требуемых офицеров - от 1/3 до 1/5 в лучшем случае. Основная часть командного состава производилась из унтер-офицеров или же вольноопределяющихся.

Вольноопределяющийся - обычно выходец из высших классов общества, добровольно поступивший на военную службу и готовящийся к производству в офицеры (обычно в офицеры запаса). Вольноопределяющиеся считались рядовыми, но имели особые знаки отличия, служили обычно только год, могли жить не в казарме, а на частной квартире - как люди обеспеченные, они могли себе это позволить. Муштрой их особенно не обременяли, а освободившееся от строевой подготовки время они тратили на учёбу. По окончании своего годичного срока они сдавали экзамен, получали чин офицера запаса и увольнялись из армии. Конечно, могли они и остаться в армии продолжать военную службу.

Вольноопределяющиеся существовали и в западно-европейских странах. Но почему представители дворянства и буржуазии стремились в определяющиеся, теряя как минимум год своей жизни на дело, не являющееся для них приорететным? Дело в том, что во Франции, Германии и н-крых других странах человек, не выслуживший офицерский или хотя бы унтер-офицерский чин в армии не могли поступить на государственную службу, баллотироваться на выборную должность и т.п. Были даже ограничения в праве наследования.

Сходные правила существовали и в России. Так, потомственное дворянство могли иметь только офицеры (и приравненные к ним чины на гос.службе), позднее даже только старшие, а без него не было права владеть крепостными. Без этого права земельная собственность в тогдашней России не имела никакого смысла.

Для улучшения образования вольноопределяющихся и унтер-офицеров были учреждены многочисленные юнкерские училища, а для подготовки для поступления в последние - военные прогимназии.

Но качество образования в этих учебных заведениях было явно невысоким, поступали в них недостаточно образованные люди, львиную долю учебного времени приходилось тратить на заполнение брешей в их первоначальном образовании. В результате юнкерские училища выпускали лишь суррогат офицерского состава, к-рый по службе, как правило, далеко не шёл.

А ведь был ещё и Пажеский корпус, готовивший к придворной и военно-дипломатической службе. Поступить в него можно было только по рекомендации самого царя, а царь мог дать эту рекомендацию только сыну человека в звании не ниже генерал-лейтенанта, или же равного ему гражданского чиновника.

Русский офицерский корпус расслоился на "чёрную" и "белую" кость, что крайне отрицательно сказывалось на его качестве. Нет ничего более губительного для офицера, как сознание своей бесперспективности. Это усугублялось тем, что после получения звания обучениие офицеров практически прекращалось - всё время занимала непосредственно служба. Даже академия генерального штаба вместо проводника знаний в армию превратилось в учреждение, в котором готовили учёных секретарей для малограмотных генералов (правда, это было верно только для царствования Николая I).

Конечно, высший командный состав русской армии прекрасно понимал недостатки такой военной системы, по мере сил пытался их преодолеть. Но перевести юнкерские училища в военные удалось лишь в 1911, да и то это оказалось скорее формальным.

Ввести единую военную школу в России оказалось возможным лишь в советское время.

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ в США

Знаменитый Уэст-Пойнт (United States Military Academy) является единственным федеральным, т.е. государственным, учреждением, готовящим офицеров для сухопутных сил Америки.

Для поступления необходима рекомендация вице-президента, сенатора или конгрессмена. Если рекомендация дана одному человеку, то тому необходимо только сдать приёмные экзамены. Если же нескольким - на приёмных экзаменах они соревнуются между собой, кто лучше сдаст. Кроме того, часть мест выделяется для детей офицеров, солдат, погибших военнослужащих. Поступают и около 20 иностранных кадетов Срок обучения установлен в 4 года - вполне достаточно по нынешним временам. Выпуск - порядка 1000 "вторых" лейтенантов, 300 отсеиваются в ходе обучения. Так готовят элиту американской армии.

Кроме Уэст-Пойнта, имеется 6 "старших" военных училищ (United States Senior Military College). Пять из них принадлежит штату, на территории к-рого данная школа расположена, а училище в Норвиче (Norwich University), штат Вермонт, является частным. Такие из этих школ, как Лексингтонское училище (Virginia Military Institute), известное как Уэст-Пойтн юга, или Цитадель (The Citadel, The Military College of South Carolina) приравниваются к самому Уэст-Пойнту, другие мало чем отличаются от обычного института с военной кафедрой (например, Texas A&M University).

Формально эти школы готовят офицеров-резервистов (по программе Reserve Officers' Training Corps), но большинство выпускников идёт на службу в вооруженные силы США

Есть ещё и 5 "младших" военных училищ (United States Military Junior College). Здесь срок учёбы составляет всего 2 года, и выпускникам приходится доучиваться во время службы.

Уэст-Пойнт (и приравненные к нему училища) выпускают только 10% американских офицеров, но 90% американских генералов закончили Уэст-Пойнт (По Зарубежному военному обозрению, ещё советских времён). То есть
в американский армии офицерский корпус расслоён похуже чем в армии царской !

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ в ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ

В 1935 в Германии была восстановлена всеобщая воинская повинность. Для быстро растущей армии требовалось огромное количество офицерского состава. Прежний рейхсвер мог обеспечить армию только старшим командным составом, правда, прекрасно обученным. Основная масса офицеров к 2-й мировой войне была подготовлена в военных школах.

Поступить с такую школу мог только солдат, уже отслуживший как минимум год. Требовалось представить рекомендацию командира полка - свидетельство, что из данного солдата может получиться офицер, и рекомендацию по месту жительства от национал-социалистической партии - свидетельство о лояльности. В случае сдачи приёмных экзаменов начиналась учёба.

Через н-ко месяцев курсант посылался в строевой полк на должность сержанта. В случае положительной рекомендации командира полка учёба продолжалась, и затем новая командировка на должность старшего сержанта, затем фельдфебеля и т.д. В последнюю такую командировку курсант проходил службу на офицерской должности. Во избежания влияния протекции, каждый раз курсант посылался в другой полк.

Неудивительно, что практически все наблюдатели отмечали, что немецкие офицеры были близки к солдатам, хорошо понимали их нужны, знали, что можно и что нельзя требовать от войск.

К тому же немецкие офицеры были освобождены от многочисленных побочных обязанностей, к-рыми обременены офицеры других армий. Их выполняли фельдфебели, "военные чиновники" или "гражданские чиновники военного ведомства", карьера к-рых с офицерской никогда не пересекалась. То есть строевой офицер никогда не мог стать снабженцем-тыловиком, или наоборот.

Качество немецкого офицерского корпуса было очень высоким, но и он имел свои недостатки. Подготовка требовала много времени, и в военных условиях качество немецких офицеров, пополнявшихся фронтовиками, не получившими соответствующей теоретической подготовки, стало падать.

На таких же принципах построена подготовка офицеров Федеративной республики Германии в настоящее время.

МОЯ ПОДГОТОВКА КАК ОФИЦЕРА

В Московском авиационном институте со 2-го курса начинались военные занятия, от к-рых были освобождены наши девочки. На 4-м курсе им (не девочкам, а занятиям) был посвящен целый день в неделю. В конце учения в институте - месячные сборы в городе Остров под Псковом - там был крупный учебный центр ракетных войск, и получение лейтенантского звания. Половина наших ребят была призвана сразу же после окончания института, вторая на протяжении последующих двух лет.

Техническую подготовку мы имели очень хорошую, но вот собственно военную деятельность, работу с личным составом, приходилось осваивать уже во время службы. На солдатском положении мы были только во время месячных сборов, но что это были за солдаты! - такие же курсанты. Конечно, за 2 года службы "двухгодичника" мы приучались командовать солдатами и сержантами. Но вот если война - и с такой сугубо теоретической подготовкой пришлось бы руководить людьми в военных условиях. По существу, такова же была подготовка и молодых кадровых офицеров, закончивших офицерские школы.

А ведь с такой подготовкой призванных из запаса офицеров встретили Великую отечественную войну советские войска!

Если хотите вернуться на первую страницу сайта, нажмите сюда
Назад



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz